четверг, 11 сентября 2008 г.

"Ты мне, я тебе" как анти-конкурентная политика

Поводом для написания сего опуса стала фразха одного из пользователей mmgp.ru о том, что на одном серфинге висит баннер другого проекта, а значит админ у них один и тот же, и скоро эта вся цепочка сайтов соскамится. Дескать, не будет же один магазин у себя вешать плакат с призывом посетить другой магазин по соседству, где и цены неплохие и товара побольше.
Не вдаваясь в теории заговоров и не рассматривая варианты «как-оно-может-быть-на-самом-деле», хочется поговорить на совсем другую тему. А именно на тему конкуренции в серфах.
Возвращаясь к примеру про магазины, действительно, все выглядит более чем логично. Было бы действительно странно, если бы, скажем Adidas в своих фирменных магазинах повесил приглашения приобрести продукцию Nike. C трудом представляется рекламная кампания такого характера: «Adidas подготовил новую отличную коллекцию, вы найдете все, что Вам нужно и только самое лучшее! Но обязательно загляните в Nike. У них как раз сейчас появились очень симпатичные кроссовки и вообще скидка на прошлогоднюю коллекцию 70%! Весьма сомнительно и даже абсурдно, не правда ли?
Но законы оффлайнового мира и реального бизнеса не всегда применимы в бизнесе-виртуальном, в котором само существование каких-либо законов весьма условно.
Именно поэтому хочется обратить внимание на два момента.
Первый. Если вспомнить, как инвест-серфы позиционируют себя изначально, то идея динамичной рекламной площадки будет стоять на одном из первых мест. Сначала любой серф — это место для продажи рекламы, и чем успешнее серф, чем больше участников и/или известность проекта в интернете, тем ценнее «краснее» становится это место и тем большую отдачу можно получать от раскрутки за счет серфа. Это уже потом мы, вкладчики, превращает проекты в источник быстрых денег,мало обращая внимание на что-либо другое, кроме инвест-плана и реферральского процента.
Причем такая сдача рекламных площадей в аренду выгодна как для админов, которые за счет этого образом получают дополнительные средства для сайта (ведь надо же как-то привлекать «живые» деньги, а не только рассчитывать на прочность понзи-схемы!), но и для рекламодателя. На определенном этапе развития, администрация может вообще прекратить активную раскрутку своего проекта собственными силами, и положиться на своих пользователей. Часто именно так и появляются баннеры на форумах и мониторах. Именно так баннеры одних проектов мозолят глаза на других. Печально известный, но оттого не менее легендарный 12DailyPro рекламировался силами участников даже оффлайн! Причем на кампании тратились серьезные деньги, до которых некотрые проекты даже не успевают дорасти за свое краткосрочное существование.
Сомнительно, чтобы здравомыслящий человек стал бы вкладывать собственные деньги в проект, не ожидая получить от него гораздо большую прибыль. А значит реклама в серфах если не способна единолично поддерживать бизнес-план проекта, то хотя бы быть простым и эффективным способом привлечения дополнительных средств вполне способна.
Второй, и скорее всего, более важный, чем первый, пункт.
Денег у пользователей, вращающихся в хайп и серф-индустрии гораздо больше, чем можно предположить. И эти деньги никогда не идут в один проект. Принцип «не клади все яйца в одну корзину» здесь известен лучше, чем где бы то ни было.
Конечно, исключения случаются. И случаются они как правило в момент краха какого-нибудь крупного проекта, когда ничего не понимающие в этой «виртуальной рулетке» новички начинают кричать на форумах «Я вложил сюда все мои деньги!».
А раз деньги всегда есть (если они не находятся в данный момент в обороте), то ни один проект не потеряет ровным счетом ничего, от того, что один и тот же пользователь будет участвовать в нескольких «как бы» конкурирующих проектах. И кросс-баннеринг, когда два админа обмениваются баннерами своих проектов в целях дополнительной рекламы, от этого становится только полезнее. Админы не стесняются писать на форумах, что они рады разместить рекламу своего проекта на другом сайте, в обмен на такой аналогичный ответный ход.
Само понятие «конкуренция» слабо применима в хайп-индустрии, на мой взгляд. Как правило, равноценных конкурентов на рынке не существует. Одни проекты предлагают более прибыльные планы, другие — выглядят надежнее, третьи — ждут своего момента. И часто довольно просто отделить «лидера» от «остальных», даже если эти «остальные» весьма привлекательны и сильны.
Так что я не вижу абсолютно никакой угрозы в том, что один проект промоутирует свего соседа. Скорее, это просто специфическая реалия этого бизнеса, к которой стоит относиться с пониманием.

Комментариев нет: